|
Комплексная программа для детей 5-7 лет.« Цветик-семицветик»
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….3
Учебно-тематический план……………………….…………………………………………………………………..7
Содержание программы Цветик-семицветик»………….....................................................9
Оценочные материалы………………………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………………………………….36
Пояснительная записка
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенныеребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветика» под редакцией Н.Ю. Куражевой и занятий с детьми 5-7 лет в период адаптации к дошкольному учреждению под редакцией А.С. Роньжиной.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Согласно Федеральному государственному основному стандарту дошкольного образования предполагает, что игровая деятельность – ведущая форма работы с детьми.
Предлагаемые в программе занятия построены на основе игры, создающие наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, а также интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: программы состоит в создании условий для сохранения и формирования психического здоровья, развитии познавательных процессов, формировании коммуникативной культуры дошкольников.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
8. Развитие общей и мелкой моторики.
Концептуальная основа программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития ребенка.
Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Формы работы с детьми в рамках программы
Групповые занятия
Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Группа |
Время занятия |
Старшая группа |
25 минут |
Подготовительная группа |
30 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога -психолога.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
Старшая группа – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера.
Подготовительная к школе группа – личностная сфера, волевая сфера.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий:
1. Аудио-видеотека.
2. Фонотека.
3. Настольно-печатные игры.
4. Предметные игрушки.
5. Доска.
6. Цветные мелки.
7. Пластилин.
8. Краски, карандаши.
9. Писчая и цветная бумага.
10. Строительный материал.
11. Ковер.
Принципы проведения занятий:
1. Системность подачи материала.
2. Наглядность обучения.
3. Цикличность построения занятий.
4. Доступность.
5. Проблемность.
6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов.
Планируемые результаты освоения детьми программы «Цветик-семицветик»
Воспитанники будут знать:
- понятия «внимание», «память», «мышление», «эмоции», «самооценка», «дружба»;
- правила дружеского отношения друг к другу.
Воспитанники будут иметь представление:
- о понятиях «доверие», «общение», «жест», «мимика», «чувства», «настроение».
Воспитанники будут уметь:
- соблюдать правила поведения;
- распознавать и контролировать свои эмоции;
- выражать словами свои чувства;
- использовать разные средства общения;
- проводить наблюдение и делать выводы;
- описывать признаки предметов, событий, явлений, выделять их;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать логические выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- определять противоположные явления;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Формы контроля над усвоением знаний и умений: опрос, беседа, наблюдение.
Учебно-тематический план
дополнительной программы «Цветик-семицветик».
Темы |
Теория |
Практика |
Итого |
1.Знакомство |
1 |
|
1 |
2.Наша группа. Что мы умеем |
1 |
|
1 |
3.Правила поведения на занятиях |
|
1 |
1 |
4.Страна «Психология» |
1 |
|
1 |
5.Радость.Грусть |
|
1 |
1 |
6.Гнев |
1 |
|
1 |
7.Удивление |
1 |
|
1 |
8.Испуг |
1 |
|
1 |
9.Спокойствие |
1 |
|
1 |
10.Словарик эмоций |
|
1 |
1 |
11.Страна Вообразилия |
|
1 |
1 |
12.В гостях у сказки |
1 |
|
1 |
13.Диагностика-1 |
|
1 |
1 |
14.Диагностика-2 |
|
1 |
1 |
15.Этикет.Внешний вид |
1
|
|
1
|
16.Общественный этикет |
1 |
|
1 |
17.Столовый этикет |
1 |
|
1 |
18.Защитники отечества |
|
1 |
1 |
19.Подарочный этикет |
1 |
|
1 |
20.Мамины помощники |
1 |
|
1 |
21.Гостевой этикет |
|
1 |
1 |
22.Волшебные средства понимания |
|
1 |
1 |
23.Я и моя семья |
|
1 |
1 |
24.Я и мои друзья |
1 |
|
1 |
25.Я и мое имя |
1 |
|
1 |
26.Кто такой «Я» Черты характера |
1 |
|
1 |
27.Я особенный |
1 |
|
1 |
28.Итоговая диагностика-1 |
|
1 |
1 |
29.Итоговая диагностика-2 |
|
1 |
1 |
Особенности психологического курса
Старшая группа
В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело.
При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.
Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Задачи психологического курса:
1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
4. Способствовать самопознанию ребенка.
5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
7. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Показатели |
Нормативы |
Ведущая потребность |
Потребность в общении. |
Ведущая функция |
Воображение. |
Игровая деятельность |
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. |
Отношения со взрослыми |
Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками |
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции |
Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания |
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания |
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие |
Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание |
Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15 – 20 мин. Объем внимание 8 – 10 предметов. |
Память |
Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5 – 7 предметов из 10, 3 – 4 действия. |
Мышление |
Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение |
Развитие творческого воображения. |
Условия успешности |
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
1. Планирующая функция речи.
2. Предвосхищение результата деятельности.
3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). |
Тематическое планирование психологических занятий для детей старшей группы
Октябрь
№ занят. |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
1 |
Знакомство |
Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение. |
Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная» палочка», карандаши, бумага, изображение поляны, музыкальное сопровождение. |
2 |
Наша группа. Что мы умеем. |
Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки самосознания. |
Игрушка Петрушка, магнитофон, разрезанные картинки, 2 картинки для игры «Найди 10 отличий», указка, игрушки (кегли), карандаши, бумага, платок. |
3 |
Правила поведения на занятиях. |
Познакомить детей с правилами поведения группе. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Снятие эмоционального и телесного напряжения. |
Игрушка Петрушка, шкатулка, нарисованные ключи, письмо от Феи, магнитофон, карандаши, рабочие тетради, мяч, картинки со схематическими изображением правил. |
4 |
Страна «ПСИХОЛОГИЯ» |
Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение. |
Игрушка Петрушка, карта страны «ПСИХОЛОГиЯ», смайлики, рабочие тетради, цветные карандаши, демонстрационный материал к заданию «Раскрась коврик», настольно-печатная игра «Театр настроения», 3 пары следов. |
Ноябрь
№ занят. |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
5 |
Радость. Грусть |
Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.(Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) учить детей выражать чувство радости в рисунке. |
Магнитофон, аудиозаписи К. Орф «Осень. Гномы», Д. Христов «Золотые капельки», сюжетные картины «Радость», «Грусть», муляжи и карточки с изображением разных ягод, радостных и грустных сказочных персонажей и животных цветные карандаши. |
6 |
Гнев |
Познакомить детей с чувством гнева. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство гнева в рисунке. |
Аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун» и В. Гаврилина «Крот и червяк», сюжетная картина «Гнев», персонажи Веселинка, Грустинка. Злинка, игрушки бибабо, белочка и зайчик, мишень, большая картонная труба наполненная поролоном для погашения звука, два воздушных шарика, мыльные пузыри, мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребёнка), набор цветных карандашей. |
7 |
Удивление |
Познакомить детей с чувством удивления. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство удивления на рисунке. |
Аудиозапись музыки из серии «наедине с природой», сюжетная картина «Удивление», коробочки с веществами и предметами, обладающими выраженным запахом, цветные карандаши персонаж Удивлинка. |
8 |
Испуг |
Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Учить детей выражать чувство страха в рисунке. |
Магнитофон, аудиозапись музыки Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Глосса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия.», картина «страх», набор цветных карандашей и рабочие тетради, персонаж Пуглинка. |
Декабрь
№ занят. |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
9 |
Спокойствие |
Познакомить детей с чувством спокойствия. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Снятие эмоционального напряжения. |
Магнитофон, аудиозапись музыки П. Чайковского «Сладкая греза» №21, магнитная доска, сюжетная картинка «Отдых», пиктограмма «Спокойствие», набор цветных карандашей и рабочие тетради, игрушки из кукольного театра. |
10 |
Словарик эмоций |
Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки. |
Магнитная доска, сюжетная картинка «Беспорядок», пиктограммы: «Радость», «Грусть», «Гнев», «Удивление», «Спокойствие» для каждого участника, «кубик настроения», набор цветных карандашей и рабочие тетради, диск «Сказки для самых маленьких. Чижик-пыжик». |
11 |
Страна Вообразилия |
Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. Развивать невербальное и вербальное общение. Формировать интерес к творческим играм. |
Зашифрованное послание, игрушка-кукла жителя Вообразилкина, камешки различной формы и цвета, карандаши, мелки, фломастеры, магнитофон, пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» и А. Лядова «Баба Яга», карточки с изображением «несуществующих» животных, рабочие тетради. |
12 |
В гостях у сказки |
Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержания сказок. Развивать творческое мышление. |
Иллюстрации сказочных персонажей: Элли, Страшила, Дровосек, Лев, Буратино, Дед из сказки «Репка», карандаши, рабочие тетради, мячик, магнитофон. |
Январь
№ занят. |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
13 |
Диагностика-1 |
Диагностировать и развивать зрительную память. Диагностировать мыслительные операции «анализ» и «сравнение», распределение внимания. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику. |
Рабочие тетради, игрушка снеговик, ведро, бумажные снежки, мешочек, магнитофон, веселая музыка, карандаши. |
14 |
Диагностика-2 |
Диагностировать и развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость). Изучить состояние операции мышления исключение, зрительного синтеза. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику. |
Рабочие тетради, игрушки снеговик и белка, музыкальное сопровождение, веселая музыка, цветные и простые карандаши. |
15 |
Этикет. Внешний вид |
Познакомить детей с правилами личной гигиены. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения: внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. |
Игрушка кот, картонные ботинки для шнуровки, раздаточный материал для каждого ребёнка, наложенные контуры одежды, тени одежды и обуви, магнитофон, цветные карандаши, рабочие тетради. |
Февраль
№ занят. |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
16 |
Общественный этикет |
Познакомить детей с общественным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развитие самосознания и навыков саморегуляции. |
Игрушки для сценок, лото «Пассажирский транспорт», простые и цветные карандаши, рабочие тетради, памятки. |
17 |
Столовый этикет |
Познакомить детей со столовым этикетом. Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения. Развивать внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. |
Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, картинки с изображением съедобного и несъедобного, набор пластиковой посуды для каждого ребёнка, цветные карандаши, рабочие тетради, музыкальное сопровождение. |
18 |
Защитники отечества |
Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. Продолжать знакомить детей с праздником 23 февраля. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии». |
Фотографии пап, картинки с изображением транспорта, геометрические фигуры, цветные карточки, обруч, мяч, музыкальное сопровождение, простые и цветные карандаши, рабочие тетради. |
19 |
Подарочный этикет |
Познакомить детей с подарочным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции. |
Сюжетные картинки с изображением правил подарочного этикета, музыка с разными настроениями, рабочие тетради, цветные карандаши, задание «Разложи подарки». |
Март
№ занят. |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
20 |
Мамины помощники |
Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, тете. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские профессии». |
Фотографии мам, бабушек, теть, музыкальное сопровождение, картинка с изображением комнаты, в которой есть предметы одежды, обуви, посуды и эти же предметы, отдельно изображены на карточках, рабочие тетради, простые и цветные карандаши, заготовка «Мамино солнышко». |
21 |
Гостевой этикет |
Познакомить детей с гостевым этикетом. Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого общения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции. |
Сюжетные картинки с изображением правил гостевого этикета, картинки с изображением времени дня, цветные карандаши, рабочие тетради, памятки с правилами. |
22 |
Волшебные средства понимания |
Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. |
Магнитофон, разрезные картинки с изображением животных, мяч, мел, доска, пустой, тканевый мешочек, карандаши, рабочие тетради. |
23 |
Я и моя семья |
Воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам. |
Альбомы с семейными фотографиями, музыкальное сопровождение, картинка с изображением членов семьи, мяч, цветные карандаши, рабочие тетради, рисунки с изображением заячьей семьи, заготовки бланков для родителей, «строительный» материал. |
Апрель
№ занят. |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
24 |
Я и мои друзья |
Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. |
Музыкальное сопровождение, цветные карандаши, рабочие тетради, наборы пиктограмм в двух экземплярах, картинка-схема и к ней набор геометрических фигур, повязка на глаза. |
25 |
Я и мое имя |
Идентификация ребенка со своим именем. Формирование позитивного отношения ребенка к своему Я. Стимулирование творческого самовыражения. |
Рабочие тетради, простые и цветные карандаши. |
26 |
Кто такой «Я»? Черты характера |
Формирование умения различать индивидуальные особенности своей внешности. Развития представления о себе, качествах своего характера. |
Рабочие тетради, простые и цветные карандаши, мяч, зеркало, карточки с изображением сказочных персонажей, бусины и нитка. |
27 |
Я особенный |
Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств, самовыражению, совершенствовать умение выступать перед группой. Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества. Развивать самосознание. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. |
Игрушка Незнайка, музыкальное сопровождение для релаксации, волшебный сундучок со шляпой Незнайки, заготовка волшебное дерево, цветные карандаши, волшебный стул. |
Май
№ занят. |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
28 |
Итоговая диагностика-1 |
Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы, зрительной памяти, мышления (обобщение, зрительный синтез, исключение, конкретизация), внимания (концентрация, слуховое, зрительное, переключение), воображения. |
Рабочие тетради, простые и цветные карандаши, кубик настроения, газеты, мяч, карточки с заданием на исключение. |
29 |
Итоговая диагностика-2 |
Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы, слуховой памяти, внимания (слуховое, устойчивость, переключение), мышления (исключение, анализ). |
Рабочие тетради, простые и цветные карандаши, музыкальное сопровождение, карта с маршрутом, приглашения. |
Особенности психологического курса
Подготовительная к школе группа
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
На каждом занятии дети знакомятся со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективные стратегии поведения в тех или иных школьных ситуациях.
В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игр, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а также приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.
Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности.
Задачи психологического курса:
1. Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
6. Формировать этические представления.
7. Способствовать развитию полоролевой идентификации.
8. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
9. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
10. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Показатели |
Нормативы |
Ведущая потребность |
Потребность в общении. |
Ведущая функция |
Воображение, словесно-логическое мышление. |
Игровая деятельность |
Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью. |
Отношения со взрослыми |
Внеситуативно-личностные: взрослый – источник эмоциональной поддержки. |
Отношения со сверстниками |
Внеситуативно-деловые: собеседник, партнер по деятельности. |
Эмоции |
Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания. |
Способ познания |
Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками, взрослыми. |
Объект познания |
Причинно-следственные связи между предметами и явлениями. |
Восприятие |
Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание |
Интенсивное развитие произвольного внимания. Удерживает внимание 20 – 25 минут. Объем внимания 10 – 12 предметов. |
Память |
Интенсивное развитие долговременной памяти. Объем памяти 6 – 8 предметов из 10, 4 – 5 действий. |
Мышление |
Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления. |
Воображение |
Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи). |
Условия успешности |
Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. |
Новообразования возраста |
1. Внутренний план действий.
2. Развитие произвольности всех психических процессов.
3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.
4. Возникновения первой целостной картины мира.
5. Появление учебно-позновательного мотива, становление внутренней позиции школьника. |
Тематическое планирование психологических занятий для детей подготовительной к школе группы
Октябрь
№ занятия |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
1 |
Создание Лесной школы |
Знакомство детей друг с другом. Развитие навыков вербального и невербального общения. Снятие телесного и эмоционального напряжения. Создание эмоционально положительного климата в группе. |
Цветные полоски бумаги, фломастеры, степлер, ширма для сказки, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, рабочие тетради. |
2 |
Букет для учителя |
Развитие коммуникативной сферы детей. Развитие навыков вербального и невербального общения. Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния (радость) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Развитие внимания, памяти, мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры). |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, пиктограмма «Радость» для каждого ребенка, музыкальное сопровождение, рабочие тетради. |
3 |
Смешные страхи |
Сплочение группы, развитие умения выступать публично. Развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного и эмоционального напряжения. Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния (страх) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Развитие внимания, памяти, воображения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, пиктограмма «Страх», разрезные картинки с пиктограммой для каждого ребенка, фотографии людей, испытывающих страх, рабочие тетради, игрушка Заяц, разрезная картинка с изображением трамвая. |
4 |
Игры в школе |
Развитие коммуникативных навыков. Развитие внимания, мышления, воображения, памяти. Развивать умение выступать публично. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, настольно-печатная игра «Времена года», «волшебная» палочка, набор маленьких звездочек для каждого ребенка. |
Ноябрь
№ занятия |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
5 |
Школьные правила |
Развитие навыков культурного общения. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Развитие внимания, памяти, мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, настольно-печатная игра «Что хорошо, что плохо», игрушка Еж, сундучок. |
6 |
Собирание портфеля |
Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, стимульный материал с изображением школьных принадлежностей, игрушка Еж, портфель, школьные принадлежности и игрушки. |
7 |
Белочкин сон |
Развитие эмоциональной сферы. Развитие коммуникативной сферы. Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, портфельчик со школьными принадлежностями, пиктограмма «Удивление», разрезные картинки с пиктограммой для каждого ребенка, фотографии людей, испытывающих удивление, игрушка Белочка. |
8 |
Госпожа Аккуратность |
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие волевой сферы, зрительной памяти, внимания, мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, 3 силуэта ладошки из картона красного, желтого и зеленого цветов, перышко. |
Декабрь
№ занятия |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
9 |
Жадность |
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие волевой сферы, зрительной памяти, внимания, мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, разрезная картинка для коллективной работы, карточки с изображением животных, игрушка Еж, мешочек с игрушечными фруктами и овощами. |
10 |
Волшебное яблоко |
Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. Развитие эмоциональной сферы. Развитие внимания, мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, пиктограмма «Стыд», разрезные картинки с пиктограммой для каждого ребенка, мяч, конверт, разрезанная на несколько частей картинка с изображением яблока. |
11 |
Подарки в день рождения |
Развитие сферы общения детей, навыков культурного общения. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради. |
12 |
Домашнее задание |
Развитие навыков общения у детей, умение работать в паре. Развитие речи и логического мышления. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, картинки с изображением различных предметов (из детского лото) в мешочке, колокольчик, игрушка Волк. |
Январь
№ занятия |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
13 |
Школьные оценки |
Развитие навыков общения детей. Развитие мышления (анализ, логическое мышление). Развитие внимания (зрительное, распределение, слуховое). |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, парные картинки из двух наборов детского лото, мяч, музыкальное сопровождение. |
14 |
Ленивец |
Развитие навыков общения детей. Развитие мышления (анализ, логическое мышление). Развитие внимания (зрительное, распределение, слуховое). Развитие ориентировки в пространстве, слуховой памяти. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, ладошки, вырезанные из синего, красного и желтого картона, колечко, игрушка Медведь, конверт со схемой. |
15 |
Списывание |
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие внимания и логического мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, колокольчик, предметные картинки. |
Февраль
№ занятия |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
16 |
Подсказка |
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие внимания и логического мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, перышко, картинки из детского лото с изображением предметов, музыкальное сопровождение. |
17 |
Обманный отдых |
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, мяч, картинки с изображением различных действий. |
18 |
Бабушкин помощник |
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Развитие внимания, мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, бубен, аудиозапись веселой и спокойной музыки. |
19 |
Прививка |
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, пиктограмма «Радость», разрезные картинки для каждого ребенка с пиктограммой, музыкальное сопровождение, игрушка Филин, аптечка. |
Март
№ занятия |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
20 |
Больной друг |
Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. Развитие внимания, мышления, воображения. Развитие навыков вербального и невербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, спокойная музыка, музыкальное сопровождение: песня «Настоящий друг». |
21 |
Ябеда |
Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Развитие навыков вербального и невербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, игрушка Еж, пиктограмма «Брезгливость», разрезные картинки с изображением пиктограммы для каждого ребенка. |
22 |
Шапка-невидимка |
Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Развитие навыков вербального и невербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, пиктограмма «Самодовольство», разрезные картинки с изображением пиктограммы для каждого ребенка, зеркало, шляпа, музыкальное сопровождение. |
23 |
Задача для Лисенка |
Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения. Развитие навыков вербального и невербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради. |
Апрель
№ занятия |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
24 |
Спорщик |
Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения. Развитие навыков вербального и невербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, книга с загадками. |
25 |
Обида |
Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения. Развитие навыков вербального и невербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, послание, зеркало. |
26 |
Хвосты |
Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти. Развитие навыков вербального и невербального общения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, стихотворение С.Я. Маршака «О мальчиках и девочках», кольцо. |
27 |
|
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Развитие зрительного внимания, быстроты реакции. Развитие логического мышления, восприятия. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, игрушка Еж. |
Май
№ занятия |
Название занятия |
Цель |
Материалы |
28 |
Грубые слова |
Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков культурного общения. Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие зрительного внимания, памяти. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, цветок ромашка, сделанный из цветной бумаги. |
29 |
Дружная страна |
Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков культурного общения. Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, «полоса препятствий». |
30 |
В гостях у сказки |
Развитие навыков вербального и невербального общения, навыков работы в паре. Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие внимания, мышления, воображения. Развитие мелкой мускулатуры руки. Развитие произвольности психических процессов. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради, листы белой бумаги А4. |
31 |
До свидания, Лесная школа! |
Обобщение полученных в процессе освоения программы знаний. |
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, рабочие тетради. |
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.
Психологическое занятие делится на три этапа:
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой.
Каждое занятие посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязаны); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети могут проиграть те или иные ситуации, высказывать свободно свои мысли и чувства.
Оценочные материалы
Диагностика образовательного процесса
по программе «Цветик-семицветик»
Для вводной и итоговой диагностики уровня развития познавательных процессов используются идентичные методики, которые в конце учебного года позволят проанализировать и сравнить полученные результаты, отследить и оценить динамику развития познавательных процессов дошкольников.
Оценка сформированности познавательных процессов
Критерии оценки
Умения:
- описывать признаки предметов, событий, явлений и узнавать события по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов, событий, явлений;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать логические выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- определять противоположные явления;
- давать определения научным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Параметры оценки:
1. Высокий уровень (3 балла) – ребёнок дает четкие ответы, задания выполняет самостоятельно без подсказки со стороны.
2. Средний уровень(2 балла) – ребенок отвечает с помощью наводящих вопросов, просит повторить инструкцию и требуется небольшой контроль со стороны.
3. Низкий уровень (1 балла) – ребенок затрудняется с ответами или не может объяснить, постоянно переспрашивает инструкцию.
Итоговые результаты: высокий – 13-15 баллов,
средний – 9-12 баллов,
низкий менее 9баллов.
Оценка сформированности коммуникативных навыков
Уровень развития коммуникативных навыков определяется в водной и итоговой диагностике в процессе выполнения заданий во время занятия.
Критерии оценки
Умения:
- воспринимать и пониматьсобеседника;
- использовать вербальные и невербальные средства передачи информации;
- активно слушать товарища;
- понимать эмоциональное состояние товарища и других.
Параметры оценки:
1. Высокий уровень (3 балла) – ребёнок дает четкие ответы, легко распознает эмоции и настроения товарищей, устанавливает контакт в работе парами, группой и с педагогом.
2. Средний уровень (2 балла) – ребенок отвечает с помощью наводящих вопросов, распознавание некоторых эмоций и настроений вызывает сложности, работа строится легконе со всеми.
3. Низкий уровень (1 балла) – ребенок затрудняется с ответами или не может объяснить, использует только базовые эмоции (злость или радость), неохотно вступает в работу парами или группой.
Упражнения для детей
1.Нарисуй тропинку, соблюдая одно условие - не отрывать карандаш от листа.
2. Упражнение "Запомнить картинки"
(и воспроизвести их по памяти).
3. Упражнение "Заполни пробел"
Перед тобой коврики. Найди недостающую деталь и соедини ее линией с ковриком.
4.Упражнение «Поиск закономерностей»
Перед тобой незаконченные рисунки. Посмотри, найди закономерность и дорисуй.
5.Упражнение «Дорисуй бусы»
Посмотри и дорисуй бусы, не нарушая узора.
6.Подумай и дорисуй недостающую фигуру.
7.Упражнение «Светофор».Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.
8. Белочка прыгает по полю только через клеточку.
Как из клетки со звездочкой ей добраться до клетки с окошком? Запиши ответ.
9. Задачи на сравнение
Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки.
Кто из девочек самый грустный?
А теперь попробуй сам.
Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?
10. Найди одинаковые фигуры и разукрась их.
11.Нарисуй треугольники в пустых клеточках точно так же.
10 февраля 2021 в 06:44
|